На технической ветке этого форума многие сетуют на затищье. Поэтомк попробую внести свой вклад в оживлекние.
На этом сайте читаю детские воспоминания теперь уже взрослых людей. Иногда они очень остро позволяют вспомнить все, что было со мной в моем детстве и те чувства, которые сам когда-то испытывал. Некоторе время назад так случилось, что на не очень жалуемом здесь форуме Ссылка отвечая на вопросы я невольно написал о своем детстве. Возможно это будет интересно кому-то на этом форуме.
В 1965 году мне было семь лет и, как все, я пошел в первый класс. Здание школы, куда привела меня мама и где уже училась одна из моих сестер, было большое, красного кирпича с элементами готики, тогда школа казалась мне просто огромной, но у нее был небольшой внутренний двор и существенно меньшая площадка перед одним из входов со стороны улицы. Спортивных площадок фактически не было, а спортивный зал я вообще практически не помню, потому что первоклашки в него просто не попадали, а занятия с ними частенько проводились в широченных коридорах или вообще не проводились.
Моя первая учительница была балериной-пенсионеркой. Она предложила родителям организовать вместо уроков физкультуры уроки хореографии, причем даже за дополнительную плату. Надо сказать, что в школе для таких занятий был специально оборудованный зал с зеркалами и балетными станками возле стен. Как появился этот зал в школе, не знаю, но школьная программа тогда абсолютно точно не предусматривала уроков хореографии. Не могу также сказать проводились такие занятия в других младших классах, или так было только в нашем классе. Репетиционное помещение находилось в дальнем от нашего класса конце здания школы, поэтому я не мог видеть, кто там еще кроме нас занимался.
Предложение родителями было одобрено, и занятия начались. По началу, мальчики занимались в майках шортах, девочки - в купальниках с длинным рукавом, на ногах носки и кожаные чешки. В принципе так, наверное, можно было заниматься весь учебный год, но как только похолодало, почему-то именно в том репетиционном зале стало не просто прохладно, а откровенно холодно, и заниматься с голыми ногами было не очень-то комфортно. Девчонки стали надевать с купальником чулки, заправляя их под резинки купальников или колготки, у кого они были. Тогда колготки были жутким дефицитом и были далеко не у каждого. Мальчики облачились в самые разные спортивные бесформенные штаны.
Уже на первом занятии преподаватель сказала, что в таком виде заниматься невозможно и мальчикам нужно надевать для занятий не спортивные штаны, облегающее трико, чтобы ноги были хорошо видны, причем сказано было это именно так, точно помню, не колготки, а именно трико.
У моей мамы была знакомая театральная костюмерша, она добыла мне театральное ХБ трико белого цвета, которое было мне совсем не по росту, и подогнала его по фигуре. Она собрала каждый чулок в складку, в верхней части бедра, и ушила двумя швами по кругу. Образовавшееся на бедре утолщение, попало под шорты, и было почти незаметно. Именно в таком трико я продолжил заниматься некоторое время. Матери нескольких моих одноклассников добыли обычные колготки, но с их размерами была просто беда, и некоторые тоже пришлось укорачивать, ушивая также как и мое трико.
У нас в классе учился мальчик, отец которого был чех или словак. Его мама с мужем очень часто ездили в Чехословакию, она предложила привезти колготки для занятий всем мальчикам. Как сейчас помню, привезла она их разного цвета: белые, серые, красные, зеленые, синие, голубые, были и не однотонные, а с рисунком - полосатые и с геометрическим рисунком в виде крупных ромбов и прямоугольников, короче очень разные. Не могу сказать, чем был вызван такой разнобой, возможно, с особенностями провоза через границу, не знаю. По конструкции колготки тоже были разными: со швами сзади вдоль всей длины ноги, со вставкой и параллельными швами от живота к спине, ну и, конечно, теперь уже классика, - с треугольной задней вставкой. Необычным было то, что все колготки были довольно тонкие из плотного нейлона, и что важно, с нормальными размерами. Они не собирались в складки у щиколоток и колен, не были до подмышек как изделия советского легпрома. Поэтому они стали предметом зависти девчонок, которые поначалу обходились ХБ чулками и ХБ колготками и, которые по внешнему виду заметно уступали нейлоновым колготкам, даже если те были в такой же рубчик. Все обсуждения внешнего вида привезенных колгот закончились после первого же занятия, перед которым девчонки рассматривали колготки на нас и, не без зависти, говорили как здорово они смотрятся на ногах. Нужно сказать, что в течение нескольких месяцев каждый получил по две пары нейлоновых колгот, и для девчонок к их радости чуть позднее были привезены полупрозрачные колготы меньшей плотности.
Насколько сейчас вспоминаю, почему-то в классе между собой колготки больше не обсуждались, по крайней мере мне не приходилось участвовать в таких обсуждениях.
Перед тем как надеть трико для меня лично существовал определенный психологический барьер: я стеснялся их надеть, потому что в детсаду, сколько себя помню, я чулки не носил, ну может один или два раза по какому-то пожарному случаю (например порванные или не высохшие после стирки штаны) да и то с криком и воплями протеста с моей стороны.
У нас же в классе было двое ребят, которые с первого дня носили чулки, именно чулки, а не колготки, и еще один носил ХБ колготки. Причем возможно я не обратил бы на это внимание, но колготки были не по росту и были специально укорочены. Так же, как потом для меня укоротила балетное трико моя мама. После того как я впервые примерил балетное трико мне по ощущениям, да и по внешнему виду, это понравилось, но признаться в этом маме я стеснялся и поэтому сказал, что в таком виде я заниматься не буду, потому что выгляжу как девчонка, только юбки не хватает. На что мама мне ответила, что даже взрослые мужчины танцуют в таком виде на тсцене, а многие мальчики вообще ходят так в садик и в школу. Кроме того, преподаватели требуют, чтобы именно так мы были одеты на занятия по хореографии. Мама не настаивала, чтобы я ходил в таком виде в школу, или гулял. Она предложила мне поносить трико дома с шортами, чтобы я привык к нему. Для виду я поупирался, но в итоге согласился, заявив, что во двор в таком виде я не выйду. Мама согласилась, но предложила нооить пока дома и на занятия, а потом саму решишь куда так можно ходить
Перед тем как впервые надеть трико на занятия я довольно долго не мог даже достать его из ранца, чтобы переодеться, на столько я стеснялся. Но как только увидел, что другие надевают колготки, достал свое трико и с чувством превосходства заявил, что вот это настоящее мужское балетное трико.
В начале, и даже в средине шестидесятых годов, колготки были редкостью даже в женском гардеробе, поэтому они не воспринимались однозначно как элемент женской одежды и, на мой взгляд, именно это обстоятельство помогло мне и, наверное, другим одноклассникам, сломать психологический барьер в отношении восприятия трико и колготок. Не помню, чтобы среди мальчиков в нашем классе мы хоть когда-то обсуждали колготки, они мне нравились, но я стеснялся их не только носить, но даже говорить на эту тему. Это стеснение исчезало, если я был в колготках не один. Еще раз повторюсь, колготки не были предметом обсуждения или особого внимания среди одноклассников, эта тема была как бы негласным табу.
Что касается лосин, то тогда такое понятие вообще не существовало, но по мере износа носочка колготок на носке или пятке их частенько обрезали. Не могу также не отметить и то, что те колготки были "неубиваемыми" и носились очень долго.
Кстати, в школе, где училась моя младшая дочь, по желанию родителей, тоже факультативно были занятия балетом, в качеставе рекомендованной репетиционной одежды для мальчиков были шорты велосипедки или лосины. Похоже, чьто сейчас психологический барьер предубеждения относительно колготок у мальчиков существенно выше, чем в годы моего детства.
На следующий учебный год наш класс был переведен в другую школу, которую из школы рабочей молодежи сделали общеобразовательной. Она была по сравнению с предыдущей просто миниатюрной. Например, там было всего по одному классу, но занятия хореографией вместо физкультуры продолжились до третьего или даже четвертого класса.
Иногда, позднее, в холодное время я надевал колготки под брюки, привычка носить колготки сделала свое дело.
После отмены занятий хореографией в школе я по инерции я еще надевал колготки дома и иногда в школу под брюки. Часть класса, человек семь или восемь продолжили посещать балетную студию после занятий в школе, я тоже некоторое время позанимался, но после летних каникул записался в спортивную секцию и перестал посещать студию.
После того как колготки износились, или стали маленькими, мама спросила меня покупать ли мне новые. Вопрос меня застал врасплох и очень смутил, я не знал, что ответить и отказался, о чем потом очень жалел, потому что колготки стали для меня менее доступны.
Впоследствии, приходилось заимствовать колготы старшей сестры, не носить, а так, примерить. но попросить маму купить мне колготки я так и не решился. И это не смотря на то, что один из моих друзей соседей по двору носил колготки с шортами и во дворе, и в школу, даже в пятом классе. Но он носил ХБ колготки, а мне больше нравился нейлон. К тому времени кроме него в школу колготки уже никто не носил, с шортами – точно. Под брюки может быть иногда кто-то и надевал, но это не было явно видно. То обстоятельство, что мой сосед по двору носит в школу колготки, в классе никогда и никак не обсуждалось. Это как будто не замечали. Он был один, он был не такой, как все. Но это не стало поводом даже самых малых насмешек. Я ему тихо завидовал, но признаться в этом кому-то, сестрам или своей маме, пересилить себя не смог.
Возможно мне не удалось передать здесь весь букет эмоций, который вызывали у меня колготки, когда я учился в младших классах. Но увы, наверное для этого нужен особый талант...
Отредактировано MrB (14 Ноя 2012 23:55:29)